Задать вопрос

Роман Парамонов: «На чемпионате Европы по Half IRONMAN планирую выйти из 4 часов»

- К какому старту ты сейчас готовишься?

 

- В данный момент основная подготовка идет к соревнованиям Half Ironman в Люксембурге, который я в прошлом году выиграл. В этом году передо мной также стоит цель победить в своей возрастной группе, быть в десятке по профессионалам и показать на финише время быстрее четырех часов. Но все-таки эта цель промежуточная, хоть и достаточно амбициозная. Дело в том, что через две недели после Люксембурга будет чемпионат Европы на железной дистанции во Франкфурте, который станет отборочным на чемпионат мира в Коне. Он, конечно, гораздо важнее, его также надо будет выиграть и отобраться на Гавайи. Вот к этим двум стартам я сейчас готовлюсь и отдаю все силы подводке к ним.

 

- С момента нашей последней встречи прошел весь подготовительный период. Расскажи, пожалуйста, как ты его провел?

 

- До Нового года я больше отдыхал, занимался только тренерской деятельностью, а сам практически не тренировался: немного плавал, совсем не бегал, а на велосипед садился, лишь тренируя своих воспитанников.

 

На Новый год мы с клиентами съездили на двухнедельный сбор на Кипр, где мне удалось поднабрать физическую форму. После этого сбора в Москве мы неделю разгрузились и улетели в Дубай, где один из моих учеников бежал полный марафон. Задачу он свою выполнил – разменял три часа, мы же с другими клиентами бежали 10 км. Я показал результат в районе 37 минут, а другой мой воспитанник пробежал по личному рекорду за 42 минуты. Но главной нашей задачей во время данной поездки было не участие в беговых соревнованиях, а набор объема на разделочных велосипедах. Эта задача была успешно выполнена, так как каждый день мы проезжали по пустыне по 4-5 часов. Также там была возможность плавать в открытой воде в гидрокостюмах и делать забежки по вечерам.

 

­- И погода позволяла качественно тренироваться?

 

- Да, в январе-феврале там стоит довольно комфортная погода – порядка 20-25 градусов, небольшой ветерок и совсем нет пекла. Можно комфортно тренироваться, тем более что там есть закольцованные трассы длиной до 70 км, на которых нет машин, только велосипеды...

 

- Ты назвал амбициозные цели, но в то же время подготовка у тебя начиналась более чем спокойно: до Нового года не тренировался совсем, бегать начал довольно поздно…

 

- Да, до Нового года я не тренировался, но после начал активно ходить в зал, выходить на объемы циклической работы. После Дубая мы прилетели в Москву, и тренировки на велотреке в Крылатском пошли полным ходом. Там был и бег, и велосипед, как утром, так и вечером. Всё пошло по графику, добавились силовые тренировки, бассейн. Иногда в бассейне за полуторачасовую тренировку удавалось проплыть пять и более километров.

 

После этого мы провели хороший сбор на Кипре, финалом которого, как и год назад, стала многодневная велогонка Тур Кипра. Она любительская, но в ней принимают участие и бывшие профи. Были сильные итальянцы и местные спортсмены, и если в прошлом году я на этой гонке был вторым, то в этом мне удалось одержать победу в общем зачете, а также на втором и третьем этапах. Ну и в целом этот сбор прошел ударно, особенно что касается бега и велосипеда. Один раз мы поднялись самую высокую точку Кипра – гору Олимбос на Троодосе, высота которой почти 2000 метров, если точнее 1952 м. Это порядка 70 км подъема, причем если внизу жарко, все ходят в шортах, то наверху лежит снег. Всего за эту тренировку у нас получилось около 160 км с хорошей средней скоростью и общим набором высоты под 3000 метров.

 

Через неделю после Кипра мы пустились в небольшую авантюру и поехали в Малайзию, в город Путраджая, на полуайронмен, чтобы выиграть свои age-группы и отобраться на чемпионат мира по полуайронмену в Зальцбурге. Но здесь всё сложилось не так гладко, как на Кипре, и день старта у меня пришелся на четвертый день акклиматизации. Соответственно я просто не понимал, что происходит с моим организмом, который отказывался сначала плыть, потом ехать на велосипеде, а после – бежать. Вода была 28С, как молоко или как мазут – кому как больше нравится. В ней ты просто стоишь на месте, а не плывешь. Велотрасса была, можно сказать, моя – очень хорошая, техничная, скоростная, но в ногах была вата, и я проехал для себя очень плохо. Проплыл я тоже плохо – где-то за 37 минут, прокрутил 90 км за 2 часа 20 минут, не понимал, что происходит… А потом начался бег.

 

- Когда ты говоришь, что трасса техничная, что ты имеешь в виду?

 

- Техничная трасса – это трасса, на которой достаточное количество поворотов, спусков, подъемов и других мест, где нужны навыки владения велосипедом.

 

- Сколько можно выиграть за счет техники?

 

- Никто таких исследований не проводил, но, думаю, что порядочно. Так, на одной из самых технически сложных трасс для Ironman в Цюрихе я за 180 км сумел обогнать более 1200 человек, и у меня было второе время этапа среди всех. А первое время было у хозяина трассы и победителя данной гонки в абсолюте. Я же тогда совсем не умел плавать, это был мой самый первый полный айронмен, и мне пришлось очень сильно отыгрываться на велосипеде.

 

- Вернемся к Путраджае…

 

- Да, когда начался бег – а беговой этап там проходил на правительственном острове, где почти нет тени – температура воздуха была уже порядка 40С. Бежать предстояло два круга по периметру острова, но это уже мало походило на бег, я просто старался добраться до финиша. Я пробежал 21 км за 1 час 39 минут. Для сравнения в Москве в своем обычном состоянии я на тренировке пробегаю 21 км в районе 1 часа 25 минут – представляете какая разница! Но на финише я всё равно был рад – рад тому, что всё закончилось. Оказалось, что я стал всего лишь вторым по группе и в конце второго десятка по профессионалам.

 

- То есть всем было непросто…

 

- С одной стороны – да. Но с другой, итальянец, который выиграл соревнования в общем зачете, обогнав именитого профи Крега Александра, разменял четыре часа – что в такую жару можно считать великолепным результатом. Одна девочка финишировала с результатом в районе 4 часов 20 минут.

 

- Обогнала тебя?

 

- Да, конечно! Потому что у меня был результат в районе четырех сорока. И после финиша мне было просто тяжело жить в течение как минимум часа. А вот мой спортсмен, с которым мы туда прилетели, Антон Самохвалов, выиграл свою возрастную группу, и это стало его первой победой в соревнованиях серии Ironman. Дело в том, что он достаточно много времени по работе проводит в Азии и привык к жаре, которая не стала для него в отличие от меня камнем преткновения. Однако самая главная задача была выполнена – путевку на чемпионат мира в Зальцбург я получил, да и второму место в группе вполне можно порадоваться. До первого места не хватило всего минуты – парень из Бахрейна намного быстрее проплыл, а вот на велосипеде и на беге он мне проигрывал.

 

- Какие это были числа?

 

- Это был конец марта – начало апреля. После этого мы немного потренировались в Москве и отправились на горный сбор в Красную Поляну неподалеку от Сочи. Один из моих хороших друзей и мой спонсор по очкам Oakley управляет отелем Riders Lodge, который расположен в бывшей горной олимпийской деревне на высоте 1100 метров над уровнем моря. Сбор был больше набирающий. Мы плавали в 50-метровом открытом бассейне с чистейшей водой, прямо в Красной поляне катались на велосипедах по подъемам от 7 до 15 км длиной с 10-12-процентным уклоном. Также мы ездили вниз, к побережью, в олимпийский парк. По побережью ездили к горе Ахун, ходили в пешие походы, проводили хорошие беговые тренировки, и домой мы после этого сбора вернулись обогащенные здоровьем!

 

- Расскажи о Сочи чуть подробнее, наверняка, это вариант проведения сбора будет одним из самых доступных. Всё-таки это Россия, горы, всё близко… Но ведь Сочи известен и своими лихими водителями, из-за которых проводить велотренировки порой просто страшно…

 

- На самом деле, у меня не было никакого желания туда ехать, потому что в детстве всю зиму я проводил либо в Сочи, либо в Крыму, и с менталитетом и стилем вождения местных жителей я очень хорошо знаком – он, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Плюс разбитые дороги, никакой инфраструктуры, периодические отключения горячей воды и света – все эти детские впечатления были до сих пор ярки. Но я не смог отказать своему хорошему знакомому Юре Колобову, который гарантировал нам великолепные условия по тренировкам, размещению и питанию. И он своё обещание сдержал: в отеле нам подобрали спортивное питание (например, с нами была девушка-вегетарианка, которая также смогла полноценно и вкусно питаться), подъемники для нас были бесплатными, в номерах было всё необходимое. Но самое главное, что отель располагался на высоте 1200 метров над уровнем моря, что позволяло нам использовать эффект гор. У нас была машина сопровождения, которая отвозила нас, когда нам надо побегать или поплавать в разные места, на тот же Ахун, куда мы устраивали забег. Или же мы устраивали треккинг по красивым местам, где можно было не только нагрузиться физически, но и полюбоваться красотами природы, такими как Орлиные скалы, Агурские водопады и т.д. Эта же машина сопровождала нас во время длинных велосипедных тренировок. После Олимпиады инфраструктура в Сочи на высоте: как в Красной поляне, так и в Имеретинской бухте. Дорога к горе Ахун и сам подъем на неё в отличном состоянии. Ключевой тренировкой стала 200-километровая дистанция, когда мы спускались вниз с Красной поляны, через Имеретинскую бухту доезжали до Ахуна, поднимались в него, спускали и ехали обратно, и уже на Поляне добивали километраж подъемами.

 

После этого сбора я всем советую и рекомендую ехать туда. Лететь всего два часа, никаких виз и загранпаспортов, билеты на самолет стоят более чем вменяемых денег, проживание и питание по карману среднему классу, а эффект гор – это просто отличная вещь, и там этого эффекта можно добиться. Дороги идеальные, за ними следят, обочины чистые, за сбор не было ни одного прокола. Что касается спортивного эффекта, то здесь показателем могут служить соревнования по бегу на дистанцию 21 км, которые я пробежал сначала до, а затем после сбора. Разница была как по скорости, так и по результату. Так, на «Весеннем громе» я пробежал дистанцию за 1:13:50, а на «Московском полумарафоне» мне удалось установить личный рекорд и занять четвертое место с результатом 1:11:40.

 

- То есть это уже май месяц, и мы плавно приближаемся к текущему моменту. Удалось ли тебе с тех пор принять участие еще в каких-нибудь интересных соревнованиях или сборах?

 

- После «Московского полумарафона» интенсивно тренироваться и загружаться осталось всего ничего – три недели. Первую неделю я провел достаточно активно. Если перевести это всё в цифры, то по километражу у меня получилось около 700 км, по времени – около 25 часов, включая велосипед, бег и плавание. Вторая неделя не пошла – накопилось утомление, и пришлось её сделать восстановительной, третья – текущая – неделя стала втягивающей объемной, и тренироваться остается буквально несколько дней. После этого будет неделя отдыха и старт в Люксембурге.

 

- Какие новинки ты внес в этом году в тренировочный процесс, что нового открыл для себя?

 

- В этом году я ушел от больших велосипедных объемов и сконцентрировался на большей интенсивности, повышении мощности и работе над скоростью. Посмотрим, во что это выльется. Также я упорядочил беговые тренировки. Если раньше у меня их было в неделю 6-7, то теперь – 3-4. Но на них добавился объем – в среднем за тренировку я пробегаю от 15 до 22 км. За весь период подготовки не было проведено ни одного объемного бега. Всё складывается из работ, отрезков, темпового бега либо из развивающего восстановительного бега.

 

- Почему ты внёс данные изменения в свой тренировочный план?

 

- Ни для кого не секрет, что профессионалы могут себе позволить выделить столько времени для тренировок, сколько необходимо. Нам же, любителям или «играющим» тренерам, приходится это время выкраивать. Так, мне необходимо зарабатывать деньги, тренируя своих спортсменов, помогая им реализовывать их цели, решать какие-то организационные вопросы и еще как-то тренировать себя, чтобы показывать достойные результаты на соревнованиях. Как тренер и как менеджер своего времени сейчас я экспериментирую (и весьма удачно) с типами тренировок, с коррекцией объемов, то есть стараюсь использовать своё время более эффективно.

 

- Большинство из тех, кто будет читать данное интервью, находится приблизительно в такой же ситуации, что и ты, поэтому было бы здорово, если бы ты раскрыл данные выше тезисы.

 

- Например, плавание. Если раньше я мог плавать четыре-пять раз в неделю по два-три километра, то теперь я плаваю три раза, но стараюсь за тренировку проплывать до пяти километров, полностью нагружаясь. Потому что если посчитать время, которое мы тратим на дорогу, переодевание, душ до и после бассейна, то выйдет весьма не маленькая цифра. И если каждый день залезать в бассейн из-за двух километров, то очень много времени будет теряться впустую. Проще, если уж ты пришел, оттренироваться на максимум, а все остальное время потратить на восстановление или на решение иных задач.

 

- Ну а как же длительный бег? Ведь считается, что для бегунов на длинные дистанции это один из основных методов тренировки.

 

- Что касается бега, то у меня есть хороший друг и консультант, который помогает мне составлять тренировочные планы. Я ведь тоже в душе немного переживаю, что не сделал ни одного длительного бега на 30-35 км, но с Сергеем Хомутовым мы приходим к выводу, что сейчас они и не нужны. Неплохо была проведена вторая часть зимы, много времени мы уделяли набеганиям, и, по моим ощущениям, очень важно беговые тренировки делать на скорости, уделяя, естественно, достаточно времени восстановлению. Не так важен объем, как важны скорость и сила, потому что выносливость никуда не исчезает, она приходит с годами и остается, а скорость, моторику надо постоянно поддерживать и развивать. Это касается спортсменов и любителей, которым уже за 30.

 

- То есть более молодым спортсменам ты бы рекомендовал проводить объемные тренировки?

 

- Да, их нужно подключать.

 

- Удалось ли тебе за это время протестировать какие-то новинки в экипировке?

 

- Да, я постепенно прихожу к выводу, что экипировка Skinfit лучшая не только для триатлона, но очень удобна и для велосипеда. К сожалению, не было возможности протестировать все зимние элементы одежды, но что касается летних, то все они очень хороши. Велосипедные трусы очень удобны, памперс отличный, дизайн, лекала – всё на высшем уровне. Полные бахилы, бахилы для передней части велотуфли, которые используются в умеренный холод. Всё это очень гармонично используется в тренировочном процессе и даёт ощущение комфорта на всей дистанции.

 

Также сейчас я начинаю плавать в новом топовом гидрокостюме фирмы BlueSeventy. Правда, пока я провел в нем только одну тренировку в открытой воде, и делать какие-то выводы еще рано, но некоторые плюсы уже можно отметить. Он очень хорошо прилегает, практически не ограничивает подвижность рук, на которых используется минимум неопрена, а также у него очень удачная конструкция ворота. Обычно максимально смазываешь шею и подмышки, чтобы избежать натирания, но я решил в первый раз специально ничем не мазаться в надежде выявить какие-то изъяны костюма. Но этого сделать не получилось, я ничего не натер! В любом случае время покажет. Сейчас в моём арсенале два топовых гидрокостюма: гидрокостюм фирмы Zerod и гидрокостюм BlueSeventy. И передо мной стоит непростая задача за 10-12 тренировок протестировать их и понять, какой из них быстрее, комфортнее – думаю, всем будет интересно услышать объективное мнение на этот счет.

 

Что касается кроссовок, то для меня лучшими были и остаются кроссовки фирмы Asics. Моё знакомство с этой фирмой началось с кроссовок Gel DS-Trainer 17, в которых я в данный момент сижу. В них я пробежал Парижский марафон, и у меня в отличие от предыдущих забегов не заболели колени, хотя на трассе были участки брусчатки, причем под горку. Сейчас же я всегда бегаю в модели кроссовок для естественного бега Super J33. Очень рад, что я сумел найти ту фирму, продукция которой мне очень хорошо подходит.

 

- Может быть, что-то, связанное с велосипедом?

 

- В этой области новым стало хорошо забытое старое. Я стал проводить больше тренировок на маунтин-байке на топовом велосипеде от BMC с колесами 29 дюймов. У него очень хороший накат, и этот накат позволяет ездить с менее подготовленными клиентами, которые едут на шоссейниках, проводить тренировки по пересеченной местности, не выезжая на проезжую часть, что в условиях Москвы, пробок и интенсивного дорожного движения более чем актуально. Крылатское, Строгинская пойма, Филёвский парк, Коломенское, набережные Москвы-реки, Яузы – все эти места более чем доступны для тренировок на маунтин-байке. Плюс – очень хорошая координация, а меньшая скорость приводит к тому, что из-под колес в дождливую погоду летит меньше грязи и воды, и ты меньше замерзаешь. Проехать на нем можно везде: по траве, по грязи, по асфальту, по кочкам, по лужам – это добавляет драйва, и объемные тренировки я иногда провожу на маунтин-байке.

 

- Может быть, есть ещё что-то, о чем я не спросил, но ты бы хотел об этом рассказать?

 

- Думаю, что нет. Какие-то глобальные выводы предстоит сделать по окончании сезона, надеюсь, после двух чемпионатов мира. Тогда мне до конца удастся не только проанализировать сезон, но и протестировать гидрокостюмы, кроссовки, новинки формы Skinfit, в том числе и зимней, понять какие плюсы и минусы были в моей подготовке.

 

PS Стало известно, что Роман одержал победу среди любителей на Ironman 70.3 Luxembourg и занял 8 место среди профессионалов с результатом 4:00:32. Отличное выступление, Роман, так держать!

гидрокостюмах